Многояйцовые близнецы. Монозиготные близнецы и дизиготные близнецы и полуидентичные близнецы – ЧТО ЭТО? Смотреть что такое "монозиготные близнецы" в других словарях

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В случае двуяйцовой (гетерозиготной) двойни каждое из плодных яиц (бластоцист) после внедрения в децидуальную (отпадающую) оболочку стенки матки образует свои водную и ворсинчатую оболочку , из которых в дальнейшем развивается для каждого плода отдельная (собственная) плацента с самостоятельной сетью фетальных кровеносных сосудов. При этом зачастую обе плаценты остаются раздельными. Даже в случаях, когда края обеих плацент тесно прилегают друг к другу (как бы сливаются в единое целое), тем не менее, ворсинчатая и водная оболочки каждого из плодных яиц остаются раздельными в то время как капсулярная оболочка у них общая .

Многояйцовые близнецы (также как и однояйцовые) бывают не только двойняшками, но и тройняшками, четверней и так далее вплоть до 9 детей. Кроме того, зафиксированы случаи, когда, например, в тройне рождались два идентичных (гомозиготных) близнеца и один не идентичный (гетерозиготный по отношению к остальным двум).

См. также

Напишите отзыв о статье "Многояйцовые близнецы"

Примечания

Литература

  • Г. М. Савельева, В. И. Кулаков. Акушерство . - М .: Медицина , 2000. - С. 816. - ISBN 5-225-04549-9

Ссылки

Отрывок, характеризующий Многояйцовые близнецы

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Вопрос касается того, как называть и определять биологические особенности нескольких организмов, рожденных от человека.

Начнем с того, что близнецами называются дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов через непродолжительное время друг за другом. Такие дети называются близнецами вне зависимости от того, являются они гомозиготными (однояйцевыми) или гетерозиготными (два генетически и внешне разных ребенка).

Двойняшки — два близнеца. Номинация в этом случае зависит от количества плодов в беременности: двойняшки, тройняшки. Реже — четверняшки. Слова четверняшки, пятерняшки, шестерняшки и так далее кажутся ошибочным, поскольку язык отражает реальность, а в реальности многоплодная беременность человека чаще всего ограничивается двумя плодами. Четыре, пять, шесть и более близнецов — большая редкость, поэтому язык будто бы не нуждается в слове для этого объекта, то есть употребление такого слова не отличается частотой воспроизведения.

Соответственно, близнецов не всегда можно назвать двойней , поскольку их может быть больше двух, но двойня — это всегда близнецы : обычных сестер, братьев или брата и сестру двойней назвать нельзя.

Несмотря на такое словарное разграничение, есть сложившееся употребление этих слов в еще одном значении.

Говоря о двух детях, рожденных одновременно, и пытаясь выяснить, о каком типе близнецов идет речь, люди выбирают для разделения гомо- и гетерозиготных близнецов слова двойня и близнецы в качестве противопоставленных понятий.

Гомозиготные близнецы — идентичные, у них один на двоих общий генотип. Гетерозиготные близнецы — два разных ребенка с разными генотипами, развивающиеся в разных яйцах одновременно. Именно для того, чтобы понять, о каком типе идет речь, люди используют слова двойня и близнецы , если детей двое.

Часто можно услышать «они не близнецы, а двойня ». То есть близнецами называют детей, которых можно перепутать (общий генотип = одна на двоих внешность), а двойней тех, что родились вместе, но являются при этом совершенно разными людьми, — такие же дети могли родиться с разницей в 10 лет.

Последний случай — не словарная фиксация, а сложившаяся речевая практика и наблюдение за языком, поэтому не следует воспринимать это разъяснение как правило.

Итак, близнецов не всегда можно назвать двойней , но двойня — это всегда близнецы .

Рождение ребенка - это необычный, чарующий миг. Вся жизнь молодой мамы начинает вращаться вокруг маленького чуда, пришедшего в мир. А если женщине подарено двое (или больше) малышей, то и счастья становится больше.

Рождение близнецов несет с собой волнение, предстоящие хлопоты по уходу, бессонные ночи, однако момент появления на свет детей наполнен счастьем.

Виды близнецов

Если у женщины зафиксирована то у нее родятся близнецы. Дети могут быть как абсолютно одинаковыми, так и вообще мало похожими, да еще и разнополыми. Все это зависит от того, яйцеклетки. В зависимости от этого близнецов разделяют на:

  • однояйцевых (монозиготных);
  • разнояйцевых (дизиготных).

Однояйцевые близнецы

Рождение двух абсолютно одинаковых деток остается загадкой для человечества. Почему на начальном этапе начинает делиться яйцеклетка и создавать одинаковые эмбрионы, остается неизвестным.

Монозиготные близнецы - это результат оплодотворения одной яйцеклетки одним сперматозоидом. Получившаяся диплоидная клетка начинает делиться, в результате чего образуются самостоятельные эмбрионы. Чаще их бывает два, однако может быть и больше. Похожесть будущих малышей от такой беременности определяется временем разделения эмбрионов. Если оно произошло в первые 5 дней, то эмбрионы имеют каждый свою плаценту и околоплодный пузырь. В таком случае во внешности будущих малышей будут незначительные отличия. Если же разделение наступило после пятого дня, то эмбрионы имеют одну общую плаценту и схожесть их между собой становится абсолютной.

Интересный факт: монозиготные близнецы в большинстве случаев имеют идентичные отпечатки пальцев.

Причины, по которым происходит разделение зиготы на два и более идентичных зародыша, до сих пор не изучены. Вероятность рождения однояйцевых малышей составляет 3 к 1000 и не зависит от наследственности.

Близнецы разнояйцевые

Зачатие таких близнецов получается в результате оплодотворения двух яйцеклеток разными сперматозоидами. При внутриутробном развитии каждый эмбрион имеет свою плаценту и развивается независимо от другого. Дизиготные близнецы могут быть как однополыми, так и разнополыми. Внешнее сходство у них будет, как у братьев и сестер, появившихся на свет от обычной одноплодной беременности.

Близнецы разнояйцевыезачаты могут быть с разницей в несколько часов, а возможно, даже и в несколько дней.

Особенности развития дизиготных близнецов

Известны такие факты о рожденных разнояйцевых близнецах:

  • их гены совпадают примерно на 40-50 %;
  • каждый эмбрион имеет свою плаценту и свои околоплодные воды;
  • рожденные малыши могут быть как однополыми, так и разнополым;
  • дети могут иметь разные группы крови;
  • вероятность их появления возрастает у женщин старше 35 лет;
  • в результате ЭКО-процедуры чаще всего появляются двойняшки, поскольку женщине подсаживается несколько

Реально ли запланировать рождение близнецов?

Рождение ребенка - это необычное, чарующее чувство, которое возникает у молодой мамы, давшей ребенку жизнь. А рождение еще в большей мере способствует ощущению счастья. Однако запланировать их появление невозможно.

При оплодотворении яйцеклетки сразу закладывается информация как о будущем малыше, так и о том, какая это будет беременность - одноплодная или многоплодная, поэтому повлиять на этот процесс естественным путем невозможно. Можно только выяснить факторы, при соблюдении которых увеличивается вероятность появления близнецов.

К таким факторам относят:

  • беременность в возрасте 35-39 лет;
  • наличие близнецов в поколении (появление однояйцевых не связано с наследственными факторами. На сегодняшний день не изучено, почему и при каких условиях начинает делиться яйцеклетка);
  • короткий менструальный цикл (20-21 день) - при таком цикле вероятность созревания нескольких яйцеклеток увеличивается;
  • лечение от бесплодия. При лечении бесплодия применяются гормональные препараты, которые стимулируют и овуляцию, результатом может стать многоплодная беременность;
  • искусственное оплодотворение - экстракорпоральное, часто приводит к рождению двойняшек или даже большего количества малышей.

Отличия между близнецами и двойнями

Можно подвести итог относительно того, чем отличаются однояйцевые близнецы от разнояйцевых. Рассмотрим характерные черты, которыми будут обладать малыши, появившиеся на свет при многоплодной беременности.

Однояйцевые близнецы:

  • Дети имеют идентичную схожесть, однако в некоторых моментах она может быть зеркальной. Например, зеркальное отражение имеющихся родинок.
  • Помимо внешней схожести, одинаково и телосложение, структура волос, расположение зубов, тембр голоса, и даже мысли довольно схожи.
  • Имеют одинаковую группу крови и чаще всего похожие отпечатки пальцев.
  • Всегда однополые, их еще называют естественными клонами.
  • Запланировать рождение монозиготных близнецов невозможно.

Близнецы разнояйцевые:

  • Бывают как однополыми, так и разнополыми.
  • Могут иметь разные группы крови.
  • Внешнее сходство - поверхностное.

Как видно, сходства между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами нет, только одно название - «близнецы». При этом в народе принято именовать идентичных малышей близнецами, а разнояйцевых - двойняшками, тройняшками и т. д. Различия же между ними начинают проявляться от момента зачатия.

Заключение

Появление в результате одной беременности двух и более малышей несет с собой повышенное внимание окружающих людей к детям. При этом близнецы разнояйцевые выглядят как обычные брат и сестра (2 сестры или 2 брата), поэтому пристального внимания не притягивают.

Однояйцевые же близнецы всегда вызывают интерес в обществе. Скорее всего, это связано с редкостью такого явления. Поэтому, видя двух абсолютно одинаковых людей, прохожий обязательно остановит на них свой взгляд.

При этом надо знать, что многоплодная беременность наблюдается под особым контролем, поскольку организм испытывает нагрузку большую, чем при обычной беременности. Будущая мама должна внимательно относиться к своему здоровью. Поэтому, чтобы родить здоровых близнецов, необходимо прислушиваться к рекомендациям врача, тогда момент встречи с малышами будет наполнен только позитивом.

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря на большое сходство по ряду психологических и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды и их влияния на психологию и поведение человека обычно проводится одним из следующих способов:

1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.

2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных Б.М.Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (ВД.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова- Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы 1 . 1 (Русаков В.М. Дифференциальная психология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1988. -Т. 1. - № 2.)

Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышлением), В.М.Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б.М.Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие» 2 . 2(Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 25.)

Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения детей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б.М.Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу некоторых фактов, свидетельствующих за и против генотипической обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью обнаруживается, в других - нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные» 1 . "(Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. -С. ПО.)

Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипи-ческую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако - и это очень важный факт - ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда. И.В.Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют факторы генотипа, и наоборот, чем она ниже, тем отчетливее индивидуальные особенности этой деятельности определяются наследственностью» 1 . "(Там же).

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека. Так ли это на самом деле и что по данному поводу может сказать современная наука?

Анализ данных, полученных во многих экспериментальных сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем мальчики», «Мальчики более склонны к математике, чем девочки», «У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более независимы в своем поведении, чем девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального развития не обнаруживается.

Вместе с тем небольшие различия возрастного характера в проявлении частных способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно имеется чуть больший словарный запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза проявляются заметно только в связи с одной чертой - внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они, как мы выяснили раньше, напрямую зависят от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и других способностей, включаюших владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, т.е. ведут к маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Рождение сразу двух малышей - это большая редкость и, несомненно, двойное счастье для родителей. Почему так происходит до сих пор остается загадкой для ученых. Дети могут быть одного пола или разных, похожих друг на друга, как две капли воды или иметь просто небольшое сходство - все это зависит от типа близнецов.

Кто такие гетерозиготные близнецы и чем отличаются от однояйцевых?

Гетерозиготные близнецы или дизиготные получаются в результате оплодотворения у женщины сразу двух половых клеток двумя разными спермиями мужчины. Однояйцевые близнецы или монозиготные образуются в результате оплодотворения одной половой женской клетки одним спермием, а полученная зигота на определенном этапе эмбриогенеза раздваивается, и в матку прикрепляются уже два эмбриона.

Отличия дизиготных близнецов от монозиготных:

  • Плацента - у дизиготных близнецов своя собственная, тогда как у однояйцевых близнецов в большинстве случаев одна на двоих;
  • Околоплодный пузырь - разнояйцевые плоды имеют каждый отдельно, однояйцевые могут находиться в одном, но чаще также имеют раздельные;
  • Пол - разнояйцевые малыши могут быть разного пола, тогда как однояйцевые всегда однополые;
  • Схожесть - разнояйцевые дети просто похожи друг на друга, как родные братья и сестры, тогда как однояйцевые абсолютно идентичные, что порой даже собственным родителям тяжело их различить.

Как происходит зачатие дизиготных близнецов?

Зачатие разнояйцевых близнецов происходит в результате созревания у женщины одновременно двух половых клеток (при овулировании обоих яичников), которые впоследствии оплодотворяют разные спермии мужчины. В процессе оплодотворения образуется две зиготы, которые имплантируют в матку, прикрепляются и начинают развиваться независимо друг от друга. Каждый эмбрион в этом случае имеет свою собственную плаценту и свой амниотический мешочек.

Вероятность зачатия гетерозиготных близнецов

Двойни рождаются достаточно редко, примерно в 2-3 случаях из 1000 беременностей. Почему в процессе оплодотворения образуется сразу два плодных яйца до сих пор не известно точно, однако ученые выделили ряд факторов, которые повышают шансы на рождение двойняшек:

  • наследственная предрасположенность женщины - в роду у нее были случаи многоплодных беременностей;
  • возраст матери более 35 лет - после 35 лет гормональный фон изменяется и в овуляцию в некоторые циклы может созревать сразу несколько яйцеклеток;
  • прием гормональных противозачаточных таблеток.

Чем гетерозиготные близнецы отличаются друг от друга?

Так как разнояйцевые близнецы образуются в результате слияния двух разных половых клеток матери и отца, то такие дети имеют разный генотип, то есть они могут быть просто похожими, иметь разный цвет глаз, волос, оттенок кожи, кроме этого дети могут быть разнополыми.

Диагностика гетерозиготных близнецов: когда их видно на УЗИ?

Наличие в полости матки двух плодов в случае разнояйцевой двойни без труда определяется посредством УЗИ уже с 5 недели беременности, если женщина решит пройти исследования для себя. Уже на 7 неделе будущая мама может увидеть и даже услышать сердцебиение малышей. Благодаря современным аппаратам для ультразвуковой диагностики врачи уже с 5 недели могут безошибочно определить, какую двойню вынашивает мать - монозиготную или гетерозиготную (разнояйцевую).

Разнояйцевые близнецы при ЭКО

При ЭКО женщине проводится стимуляция суперовуляции с целью добыть путем более одной яйцеклетки их яичников. Впоследствии полученные яйцеклетки оплодотворяются под микроскопом сперматозоидами мужчины. В матку женщине подсаживают сразу несколько эмбрионов, чтобы хотя бы один из них и прижился. Таким образом, при оплодотворении в пробирке и развитии в последующем у женщины многоплодной беременности рождаются в большинстве случаев именно разнояйцевые близнецы.

Ирина Левченко, врач акушер-гинеколог, специально для сайта сайт